ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Е.В.Анохин, Сумы: СГПУ, 1998
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ (из опыта работы)(часть 2)
Брошюра посвящена 110-летию со дня рождения выдающегося
педагога XX столетия А.С. Макаренко. § 5. Проблемы личностного общения
в условиях РВО, лидерство и микросреда. Межличностное общение - основа всех организационных форм, структур, источник концепций, содержания, программ и т.д. Оно же - источник ошибок, конфликтов, проблем. Нас интересуют особенности личностного общения в условиях РВО. И здесь уместно начать с понятия идеала - ведущей модели себя самого на различных дистанциях будущего. Формирование идеала для личности происходит на двух уровнях: идеал, который носит глобальный характер, формируется из качеств, которые пропагандируется самим обществом, его средствами воздействия на личность. Иногда это может быть отдельная личность исторического, культурного или научного плана: выдающиеся полководцы, космонавты, спортсмены, музыканты и т.д. В каждом социуме существует такой идеал, который определяет стратегию процесса воспитания. Но, как правило, это недостаточная для общения личность, крайне формализованная и односторонне-положительная. Где-то в подсознании уже подростка это вызывает "подозрение" и ощущение невозможности достичь чего-нибудь подобного. Особенно бурные процессы в отношениях к глобальным идеалам возникают при их глобальной "смене". Разоблачительная компания надолго поднимает и кружит обломки, крошки и мишуру бывших пьедесталов и памятников - вызывая у личностей бурные эмоции. Куда более реальное воздействие на личность имеет конкретный носитель желаемых качеств, которого можно часто видеть, с которым можно общаться. Более того - это может быть целая группа личностей из лучших качеств которой формируется собирательный образ идеального человека. Если идеал сформирован и контактировать с ним не проблема, то ситуация для личности - классическая с точки зрения педагогики и психологии: сравнил с собой - поработал над собой - опять сравнил - опять поработал. Такое "плоское" представление о функции идеала в процессе межличностного общения крайне упрощено и не соответствует действительности. Не достаёт ещё некоторых принципиально важных деталей в этой картине. Нет односторонних процессов. Точно так же, как личности необходимо иметь конкретный идеал, она испытывает потребность сама быть хотя бы "составляющей" в идеале другой личности. Без этого межличностное общение ущербно и в нём уже заложены десятки конфликтов. Быть ведущим и ведомым - это образное выражение потребности личности находится в поле оценок. В разновозрастном детском объединении созданы все условия как раз для такой "объёмной" структуры межличностного общения. В объединении десятки детей, которые привлекают к себе внимание других своей спортивностью, общительностью юмором и т.д. Конкретно это зафиксировано в виде "достижений", соответствующих показателей в спорте, в рейтинге, в "имидже" и т.д. Эти показатели личность констатирует для себя постоянно и движущей силой для их развития одинаково могут быть и стремление достичь того что "вдалеке" и приближение к личному уровню преуспевающих "почитателей". Разобравшись в особенностях движущих сил межличностного общения можно особенно выделить их постоянное активное состояние именно в разновозрастных детских объединениях, где "конкуренция" оценок - естественное состояние, вызванное различными возрастными особенностями и взаимодействием социального опыта. Конечно необходимо выделить эмоциональное и деловое межличностное общение. Есть личности "идеальность" которых не поддаётся рациональному объяснению, и авторитет которых не имеет в основании измеряемых качеств: физическая сила, успеваемость в школе, участие в делах группы, успехи в конкурсах и смотрах и т.д. В отношении к ним и от них больше характерны эмоции. Для детских групп эмоциональное общение - доминирующая часть внутреннего взаимодействия. Тем более это характерно для межличностного общения у детей, где социальные факторы слабее. На первых местах, как это ни странно, стоят такие три личностные качества как общительность, внешность, надёжность. При всём субъективизме детей в оценке качеств личности, есть удивительное "единство мнений". Оно может определяться и по деловым качествам личности в процессе взаимодействия и общения: трудовые умения, изобретательство, определение последовательности действий, организация группы. Но практика почти всегда свидетельствует о преобладании "эмоционального" лидерства у детей. Пока их отношения не задействованы рационализированным миром взрослых, это преимущество и трогательно и бесконтрольно. Далеко не все психологи педагоги могут этим управлять, т.е. организовывать взаимодействие в межличностных отношениях детей на эмоциональном лидерстве. Как правило начинает громоздиться "рациональная" пирамида поручений, "демократический централизм", отчётность и наглядность. Этим самым взрослые сами разводят понятие "лидер" на формальный и неформальный, сами подталкивают детей к имитации кипучей деятельности за которой, если вдруг случится удача, стоит эмоциональный подъём до вершин коллективного сопереживания и ничего больше. Лидеры детского разновозрастного объединения имеют свои особенности проявления: - как правило в РВО лидеров много, они выступают в своей роли в зависимости от содержания деятельности; - лидеры в РВО всегда имеют более престижный в глазах группы социальный опыт и обладают развитым умением социальной адаптации; - все лидеры в РВО сотрудничают и практически не конфликтуют на этой основе. Обоснование достоверности этих утверждений в большей степени эмпирическое, но закономерности такого явления могут быть общими для всех разновозрастных объединений, где не выстраивают организационные пирамиды с председателем на вершине: - демократичность и добровольность всех межличностных взаимодействий; - множественность первичных групп в структуре РВО, которые имеют своих лидеров; - конкретность проявлений качеств лидера в содержании деятельности РВО. Деловой стиль взаимодействия может практиковаться лидером только в той степени, насколько личность лидера эмоционально привлекательна и индивидуальна. Всё сказанное вполне относится и к взрослому руководителю РВО, поскольку он воплощает в себе собирательный образ лидера. Но можно смело утверждать, что это качество не даётся должностью. Более того, оно трудно достижимо даже при высоком уровне мастерства работы. Лидер и руководитель едины далеко не для всех личностей в РВО и это объективная реальность. Положение руководителя в РВО будет во многом зависеть от того, как он работает именно с лидерами, потому что только через них возможна реализация всех педагогических концепций, которые для детей - перспективы их жизни в РВО. Для лидера в РВО важно умение формировать вокруг себя микросреду, т.е. такое окружение, на мнение и настрой которого лидер может влиять и которое может выразить. Они зависят от уровня организации и развития микросреды. В РВО могут быть элитарные и низкие уровни первичных групп. Здесь не обойтись без особого рода политики, как искусства педагогической деятельности в сфере отношений личностей. И личность лидера здесь играет самую важную роль. § 6. Психолого-педагогическая характеристика уровней развития РВО. Формальные, неформальные и неформальные детские объединения различной ориентации в обществе. Разновозрастные детские объединения проходят, как и любые коллективы, множество уровней своего развития. И не всегда это восходящая линия. Мы рассматривали одну особенность РВО, которая и задаёт характер изменения уровней: определённую замкнутость старшей группы РВО, наиболее опытной её части, которая практически не пополняется извне, а воспитывается в самом РВО. В зависимости от её состава, зрелости, сплочённости и преданности зависит направление в изменении уровня развития РВО. Интересно то, что изменение выражает собой оценку набора новичков два-три года спустя. Оптимистичной постоянно "восходящей" здесь просто не может быть. Есть в РВО и "взлёты" и "падения" уровней развития. Психологически это объясняется неповторимостью мозаики взаимодействий, взаимоотношений, изменений в сфере мотивации, потребностей, в самом "наборе" личностей. Кстати, модели, которые якобы обязательно воспроизводят предыдущий уровень и дают возможность его роста, имеют сознательно умалчиваемое авторами, несимпатичное, но необходимое условие существования, -они должны быть замкнутыми системами, т.е. внешнее взаимодействие других систем (семья, школа, улица) на них минимально. Такому необходимому, но далеко не достаточному ещё условию у нас соответствуют разве что колонии, интернаты. Но это специфические формальные организации, которые содержат сложнейшее переплетение внешних воздействий, определяющих уровень развития. Под уровнем развития можно понимать целый комплекс целый комплекс реально осуществляемых объединением общественно-значимых функций: воздействие на личность, регуляция межличностных отношений, целеполагание и т.д. Каждое "отступление", даже вызванное объективными причинами, нежелательное явление в деятельности РВО. Но как далеко это может зайти? Какие существуют приёмы противодействия этому? Об этом мы поговорим позже. А пока вернёмся к вопросу о психолого-педагогических характеристиках уровней развития детских РВО по признаку. Речь идёт о самом главном признаке любого уровня и степени развития детского объединения - степени социализации личности, её обобществления. С этой точки зрения психологов интересует степень мотивации поведения личности через общественные нормы. Высокая степень мотивации служит признаком высокого уровня развития РВО. Общественные нормы реализуются внутри детского объединения в виде общественного мнения и это вполне поддаётся определению. Для педагогов такая действенность общественного мнения - надёжный ориентир в диагностике уровня развития детского РВО. Наличие общественно-значимых целей, которые служат ориентиром для всего детского РВО, образно можно представить в виде известной таблицы. Напомним её: 1-й уровень - "Песок" - личности ничем не связаны между собой, кроме общего места пребывания. 2-й уровень - "Глина" - существуют прочные связи между личностями, но в зависимости от обстоятельств из этого "единства" можно вылепить что угодно. 3-й уровень - "Маяк" - деятельность объединения подвержена диаметрально противоположным состояниям: то происходит "вспышка" активной деятельности, коллективного сопереживания, энтузиазма, то наступает "темнота" разобщения, пассивности, эгоизма. 4-й уровень - "Факел" - деятельность объединения стабильно интересна, организована, привлекательна для личности и всего объединения, характеризуется стабильностью и теплотой взаимоотношений. 5-й уровень - "Парус" - общая цель и участие каждой личности в деятельности, постоянное стремление к романтике, игре, творчеству - помогают достичь поставленных целей, определить новые. Все вместе - единая команда, для которой важны общее дело, ценность личности её интересов. Конечно, высоких уровней достигают далеко не все разновозрастные объединения и причина этому вовсе не в профессионализме руководителя. Будем откровенны - все пять уровней по сути представляют собой степени всё большей "коллективизации" личности, а это в "радость" далеко не всегда, не всем и не во всём. В современных условиях только начинает осознаваться "многомерность" каждого уровня, а не только его соответствие коллективистской направляющей. Каждый уровень (например "Песок") может иметь состояние высочайшей целесообразности, обеспечив сохранение индивидуальных качеств личности. Социальная психология утверждает, что только 2-4 % людей коллективисты по своей природе. Они согласны жить в коллективе и посвящать себя служению его целям, но примерно такое же количество людей - ярко выраженные индивидуалисты. Коллективисты пройдут уровень "Песок", даже не заметив его, а другие так и останутся на этом уровне, но, развивая его в своём личностном направлении, добьются высочайшей целесообразности именно такой формы общения, взаимодействия. Косвенным подтверждением такого вывода может служить то, что наиболее часто встречаемый в настойчивой педагогической практике уровень - "Маяк". Он занимает среднюю позицию в таблице и отражает собой, очевидно, усреднённый способ совместной деятельности личностей с различными устремлениями. Но тогда каждая фаза "Маяка" ("вспыхнул", "погас") не может получить однозначной оценки "плюс" или "минус". Они целесообразны для разных личностей. Направленный отбор по качеству коллективиста может в конце концов собрать команду, которая счастливо устремится под "Парусом" к единой цели, но это же не повод считать всех оставшихся неудачниками! У них будет своё, особенное развитие уровня как степени социализации личности и не обязательно по коллективистской методике. Именно возможность такого подхода к оценке уровня развития разновозрастных детских объединений позволяет наполнить богатым интересным содержанием и педагогические концепции и перспективы жизни самих детей. А это значит обозначить их общественную ориентацию. Под общественной ориентацией будем понимать преобладание одной из двух функций любых общественных структур: стабилизации социума или его изменений. В демократическом и гуманном обществе эти две функции одинаково общественно-значимы, т.е. осуществляются в интересах всего социума на шкале его ценностей. Нас интересует несколько другой оттенок в характеристике РВО - его ориентация в обществе, т.е. ориентация на определённый "участок" социальной шкалы ценностей. Неформальные, стихийные РВО детей , как правило, ориентируются на такую же неформальную шкалу ценностей, где в связи с социальной неопытностью будущих граждан могут находиться в тесном соседстве благородство, романтика и садизм. Непредсказуемость возобладания любого из этих качеств вызвана, с точки зрения психологов, тем, что преобладающая форма поведения подростков -подражание. Подражание - ведущий признак не социума, а стаи, которая не требует интеллекта, "высоких материй", всего, что может создать конкуренцию вожаку. Можно наверняка утверждать, что практически все неформальные, стихийные РВО рано или поздно начнут носить в себе мощный потенциал асоциальное™, т.е. способности "организовано" выходить в своём поведении за шкалу ценностей социума. Катализатором такого явления может стать что угодно - замечание в их адрес (мнимое унижение), победа любимой футбольной команды (мнимое соучастие), появление "чужих" (чувство своей территории) и т.д. Ведущими тенденциями неформальных РВО становятся их всё более воинствующая асоциальность и явное "омоложение". В неформальные детские РВО буквально хлынули дети бывшего "пионерского" и даже "октябрятского" возрастов. Это явление - следствие социальных изменений, среди которых и отсутствие более-менее конкурентной альтернативы в лице, например, вне-формальных объединений. Общественная ориентация формируется как привычка соотносить личные потребности с общественными нормами, и, как и любая привычка, она формируется целенаправленно, а это синоним стратегии. Неформальные РВО не имеют стратегии. Их краткосрочные цели могут меняться даже на отрицательной части шкалы ценностей. Но один из волнующих признаков современности - это включение неформальных детских объединений в стратегию организованных криминальных групп. В стихию неформального общения детских РВО сознательно вносятся элементы отбора и подготовки групп и отдельных личностей для контрольных функций авторитарных лидеров, вожаков. Уголовная, антисоциальная направленность неформальных детских РВО не имеет фатального характера, если выполняются хотя бы три условия их существования: общественный контроль не носит характер преследования; отношение к ним не формируется однозначно; взаимоотношения с ними бескорыстны. В этом случае создаётся определённый "коридор" возможностей положительной эволюции неформальных РВО. Если же асоциальная направленность уже реализовалась в привычку, то противодействовать этому очень сложно. Здесь, вероятно, единственная возможность что-либо изменить - это работа с лидерами. Особый интерес вызывает общественная ориентация внеформальных детских объединений. Как уже отмечалось, все они образуются не стихийно, а определёнными группами в обществе с целью воспитания детей в направлениях, задаваемых этими группами. Процесс легализации и регистрации подобных детских РВО требует чёткого определения их целей и задач, содержания и структуры. Общественная оценка и контроль прослеживается здесь достаточно чётко. И для этого есть конкретные причины: - внеформальные РВО, как правило, объединяют наиболее социально настроенных детей; - любая объединяющая детей, общественно-значимая идея имеет множество нюансов, трактовок и оттенков, которые могут иметь сущность воспитательного воз действия на противоположный от декларируемого; - каждое внеформальное детское объединение и все объединения вместе должны гарантировать права ребёнка. РВО, как структуры детских- организаций ориентированы на общественно-значимые цели, даже если они "объединения индивидуалистов". Но проблема для вне-формальных РВО - это отношение к политике. Лозунг "Детство вне политики! " рассчитан на определённую возрастную группу, а точнее на тот социальный опыт ребёнка, который еще не включает в себя осознанного отношения к проблеме взаимодействия в обществе определённых групп, организаций с различными идеями социального устройства, флагами, плакатами и т.д. Но рано или поздно это понимание наступит. Интерес к политике так же закономерен, как и все остальные возрастные интересы. Поэтому закрывать эти социально-значимые ориентиры невозможно. Опыт показывает, что старшая или социально более продвинутая часть детских и молодёжных организаций так или иначе связаны с политикой. Но младшая группа детских организаций ориентируется на общечеловеческие ценности: патриотизм, гуманизм, охрану природы, взаимопомощь и т.д. Участие детей в политических акциях носит характер скверной инсценировки и вызывает у самих детей ощущения связанные с ролью марионеток. Разноплановость, пестрота внеформальных детских организаций отражает разнообразие общественных детских ориентиров. Взаимодействовать между собой эти организации просто обязаны, потому, что любая конфронтация в сочетании с юношеским экстремизмом могут сменить общественную ориентацию по принципу "дурное дело не хитрое". § 7. Проблемы деятельности РВО на родственной основе. Интересны разновозрастные детские объединения, которые формируются не стихийно, не формально и не специально средой взрослых. Личность попадает в них сразу после рождения и, как говорится, "не выбирает". Это разновозрастные объединения на родственной основе. Часто обстоятельства складываются так, что эти объединения родственников не наполнены связями и взаимоотношениями так же интенсивно, как другие, но факт присутствия этого разновозрастного общения неоспорим. Малокомплектные школы сельской местности могут представлять собой несколько родственных "кланов", заполняющих все классы. В городе эта ситуация встречается реже, но обладает теми же специфическими особенностями общения, взаимодействия. Прежде чем определить их, хотелось бы напомнить, что разновозрастные объединения на родственной основе это, прежде всего, экономические образования, которые решают куда более прозаические задачи бытия, а это источник многих противоречивых качеств, свойств родственных РВО. Они очень непохожи на все остальные разновозрастные микросреды. Но кроме такой непредсказуемой определённости, РВО на родственной основе обладают высоким эффектом воздействия на личность и не только "своего круга". В историческом плане хотелось бы подчеркнуть, что общество, которое посягало на семью, пытаясь ограничить или изменить ее функции, всегда терпело поражение. То есть мы имеем дело со спецификой достаточно традиционной и прочной. Прежде всего, общение в родственных РВО основано на культурных ценностях, которые утвердились в родственном кругу или разделяются его лидерами. Они могут не совпадать с общественными ценностями, но внешне не афишироваться. Это нужно помнить всегда, привлекая родственные РВО с педагогическими или психологическими целями. Интерпретация ими ваших планов обязательно будет с точки зрения собственных ценностей. Повлиять на это можно только будучи принятым в родственный круг да и то в известной мере. Вторая особенность взаимодействия в разновозрастных объединениях на родственной основе, как иллюстрация их противоречивости, в высокой конкурентности взаимоотношений. Это проявляется в субъективности суждений о достоинствах собственных детей, окружающих их сверстников, педагогов и т.д. Но эти противоречия быстро снимаются, если требуется коллективная "родственная" реакция. Какими бы напряженными не были отношения внутри родственного объединения, использовать это для усиления собственного влияния не получится. Третья особенность заключается в нелинейной "иерархии" родственного РВО. Проследить лидера по возрастному или имущественному параметру очень сложно. Часто оказывается, что ключ к воздействию на личность у дальнего родственника или у самого молодого представителя родственной среды. Четвертой особенностью является активность родственных взаимодействий как основа сохранения индивидуальных особенности каждой личности и самого объединения в целом. Можно отмечать и высокую эмоциональность взаимодействия родственников, его многоплановость, устойчивость и т.д. Но важно понять, что все это имеет отношение конкретно к детям, которые "списывают и воспроизводят" взаимодействия не только находясь на, людях, но и в межличностных контактах, которые достигают разной степени интимности. Человек - единственное существо в природе, которое может устанавливать близкие отношения с другими людьми не на основе кровного родства. Дружба может подниматься до значительна больших высот чем родственные отношения. Поэтому все противоречия в рост ценных РВО могут разрешаться путем выхода за их пределы, создания новых отношений, взаимодействий. Для детей это заметное событие в жизни. Оставаясь в эмоциональном и деловом поле своих родственных связей, они могут устанавливать дружеские связи с другими людьми и доводить их до совершенства и высоты родственных. Такая дружба играет в РВО существенную роль в формировании личности. Но проблемы деятельности РВО на родственной основе всегда будут влиять на остальные стороны жизни детских РВО и учитывать их необходимо: - родственные РВО всегда включают в себя опытных взрослых, которые привносят собственные педагогические воздействия и суждения. Игнорировать их невозможно, а сводить к общему знаменателю крайне трудно; - РВО на родственной основе имеют коллективную реакцию на внешнее воздействие. Прогноз и педагогизация общения в них процесс сложный, но крайне необходимый. - РВО на родственной основе отражают социальное состояние общества. Через свои экономические возможности они могут трансформироваться от группы "социального риска" до "элиты". Время такой трансформации может быть очень коротким, а педагогическая концепция взаимодействия неповоротливой. Эта проблема выводит прежние связи с родственным РВО в разряд недействующих, формальных. Иллюстраций ко всем этим проблемам более чем достаточно: школа не может гордиться успехами в сотрудничестве с семьей, потому что общаясь только с родителями формальная воспитательная система школы не может спрогнозировать поскольку на определяет коллективной реакции родственного РВО. Дети часто оказываются между "молотом" и "наковальней" двух педагогик, двух психологических концепций потому, что взрослые родственники и, например, внеформальное детское РВО просто игнорируют друг друга. Не зная динамики и направления изменений в состоянии семьи или родственного окружения нельзя получить результатов взаимодействия. И еще одна проблема взаимодействия с родственными РВО. Они очень ревниво относятся ко всем воспитательным внешним воздействиям. Внимание всего родственного РВО концентрируется на руководителя, психолога, педагога, которые начинают заметно влиять на родственную систему взаимодействия. Внешне это проявляется в доброжелательных попытках "приручить постороннего" или в агрессивной реакции на всю его деятельность. Вот почему очень важное значение имеет личность руководителя детского РВО. В ее оценке родственные РВО используют, так называемую формальную, традиционную норму порядочности. Любое мнимое несоответствие стандарту может трактоваться как "чудачество", "странность". Они воспринимаются с юмором и сочувствием до первого принципиального конфликта, а потом могут стать основанием для его развития и поводом для негативного решения. Рассмотрим качества руководителей РВО не только в связи с этим, айв связи с тем, что именно руководители служат лучшим проводником взаимодействия со всем РВО в целом. § 8. Психолого-педагогический портрет личности руководителя детского РВО. Когда речь идет о социальной педагогике, социальной психологии и воспитательной работе вообще, то портрет личности руководителя детского РВО составляется из двух частей: профессиональные качества, личностные особенности. Причем обе эти части находятся в идеальном представлении требовательно населения и одновременно реально связаны с окружением и не могут далеко уйти от него ни коим образом. Есть педагоги, которые очень стесняются в компании называть свою профессию. Это образно отражает противоречие между необходимостью наставника подрастающего поколения быть представителем его будущего, живя далеко не в лучшем настоящем. Мы не будем составлять психолого-педагогический потрет личности руководителя детского РВО исходя из требований "должен", "обязан". Попробуем подойти к этому из конкретного реального состояния человека взявшегося за эту работу. В основе психологического портрета руководителя лежит мотивационная составляющая - любовь к детям. Это выражается в непреходящем состоянии восхищения их способностями, талантами, фантазией, творчеством. Это деятельное сочувствие и помощь в их стремлениях расти, достичь, преодолеть. Это понимание их проблем, сопереживание и способность идеализировать каждую личность ребенка. Причем эта мотивация не претерпевает усталости, разочарования и трудно объясняется логически, хотя во всем остальном руководитель может быть рационалистом. Это качество как сугубо человеческое отношение к детям широко распространено, его носят в себе большинство родителей. Единственная проблема - распространить эту мотивацию на "чужих" детей. Эту функцию реализует потребность в работе с детьми. Удовольствие от собственных достижений, от полезности усилий, от сложности и важности проблем это одна из сторон описываемой потребности, без которой мотивация не осуществима. Такая потребность не столь редкое качество. Большое количество людей реализуются в социуме в полной мере. Соединить мотив и потребность в воспитательной сфере может само общество, придав этой социальной функции соответствующий статус. Тогда она перестанет быть уделом уникальных одиночек, в нее придут массы деятельных и способных людей. Помимо основных психологических штрихов к портрету руководителя детского РВО существуют педагогические качества и главное из них - мастерство. Если оценивать максимальный эффект в решении педагогических задач при минимуме затраченного времени, то это характеристика профессионального опыта педагога, а если неординарность в решении, то это творчество. Такие два качества характеризуют мастерство руководителя наиболее точно: - всесторонние знания которые не ниже уровня средней школы по всем предметам - основа интеллектуальной деятельности руководителя. К сожалению, филологи мало что помнят по физике, а физики - по курсу истории. Эта неосведомленность удивляет детей и наносит непоправимый ущерб личности руководителя. - способность изложить информацию доступно, образно и доступно называется информативностью руководителя. Его мышление, речь - основной способ организации взаимоотношений и взаимодействий с детьми. Умение рассказать, убедить держать в руках аудиторию - это основной способ выразить себя. Ораторское искусство, поэтичность, артистичность - это внешние проявления творчества. Без таких качеств руководить детским РВО практически невозможно. - юмор, который всегда помогает взглянуть на проблему с неожиданной стороны, среагировать на ситуацию неожиданным образом - это основное качество руководителя. Оптимизм и энергичность сопутствуют юмору и помогают избежать множества мелких, но разрушительных конфликтов. Личность руководителя детского РВО воспринимается детьми через участие в их проблемах. Разбираться в них не простая задача, но есть несколько правил, которые будут способствовать сохранению состояния взаимопонимания и сотрудничества: - доступность и открытость руководителя, - отсутствие необъяснимых привилегий и преимуществ, - надежности и конфиденциальность общения с руководителем, - максимальное обеспечение справедливости и защищенности личности. Эти правила достаточно просты, но они заработают только тогда, когда дети начнут тоже заботиться о своем лидере. | |
Категория: Курсовые, дипломные и магистерские роботы | Добавил: signal-sumy (06.02.2009) | |
Просмотров: 2889 |
Всего комментариев: 0 | |