Е.В.Анохин, Сумы: СГПУ, 1998
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ
(из опыта работы)
(часть 1)
Брошюра посвящена 110-летию со дня рождения
выдающегося педагога XX столетия А.С. Макаренко.
Вопросы и проблемы, рассмотренные автором могут представлять
интерес для организаторов разновозрастных детских объединений, преподавателей и
студентов педагогических учебных заведений.
Среди множества "новшеств" особенно
интересны те, которые давно известны. Просто их не замечали в педагогической
суете или отводили роль вспомогательного средства - метода. В то же время, вся
без исключения практика работы с детьми свидетельствует, что разновозрастные
детские объединения так же естественны как и традиционные формы организации
общества - производственные коллективы, общественные организации, круг друзей,
родственников, армия, и т.д. Более того - все прекрасно понимают, что
одновозрастные объединения "сверстников", одноклассников - абсолютно
искусственные образования, нигде в обществе, кроме школы, не встречающиеся и
созданные скорее всего для "удобства" самой же школы. Все разговоры о
необходимости учёта возрастных особенностей, преемственности, систематичности
и, даже, научности (!!) ещё как-то внятно звучат пока находятся в поле
дидактики (науки обучения) и совсем переходят в бормотание, когда дело касается
другой части процесса образования - воспитания личности. Здесь сплошь и рядом
одновозрастные классы смотрятся нелепо. Вот только два что ни есть объективные
доказательства :
Психологическое:
Значительный для школьников-сверстников
отрезок времени их "классной" жизни, от 11 до 15 лет, (мальчики и
девочки) - два разных "народа", смотрящих с интересом в разные
стороны, но вынужденных жить в одном помещении - классе. Педагогическое :
Если средняя школа ещё и "школа
жизни", то сколько же неизвестного остаётся за её стенами! Ведь жизнь -
это разновозрастное общение, а в школе к этому просто не готовят.
Эти нелепости отличают не только
"профессионалы", но и сами дети. Правда, "недоучками" они
быть не хотят и весело разбегаются по своим компаниям, группировкам,
организациям набираться опыта, знаний, привычек над которыми школа уже не
властна. Да и сама школа особенно об этом не горюет, как говорится "...
главное, чтобы костюмчик сидел ". Пока вся шкала ценностей умещалась на
трёх ступеньках - октябрёнок, пионер, комсомолец, а о конкуренции не могло быть
и речи, школа худо-бедно тащила классы-вагончики к конечной станции. Но времена
изменились. И одна из самых интересных и отрадных перемен - это приход
множественности и равноправия различных "педагогик" на значительно
расширившейся шкале общественных ценностей. Изменились понятия устойчивости,
стабильности социума, самого процесса социализации, обобществления личности.
Крепнут интересные науки социальная педагогика и психология, которые призваны
прогнозировать и реализовывать эту "социализацию" не на одной большой
"фабрике" -школе, а в разных общественных структурах, социальных
средах и т.д. Естественно, что в поле зрения социальной педагогики и психологии
благополучно попали и детские разновозрастные объединения. Педагогов привлекают
добровольность членства в РВО, естественный отбор содержания его деятельности,
высокий уровень влияния на личность. Психологов интересует процесс
взаимодействия различного социального опыта в РВО, формирование микросреды,
определение лидера, идеала и мотивация личностью своего участия в деятельности
РВО. Но кроме, так сказать, внутреннего устройства РВО есть живой интерес к
процессу их развития в самом обществе : разновозрастные объединения - основа
структуры детских и молодёжных организаций, клубов, самого различного плана -
от религиозных до аэрокосмических. Разобраться в психолого-педагогических
особенностях детских РВО одинаково хотят и функционеры политических партий, и
организаторы спортивных клубов, объединения родителей и даже милиция. Поэтому,
думается, предлагаемая работа даст направления для интересных обобщений и поиска
всем, кто занимается РВО. Тем более, что она обобщает практический опыт
многолетней деятельности конкретного РВО "Сигнал" при Сумском
педагогическом институте им. А.С. Макаренко. С 1980 года более тысячи детей в
различных формах приняли участие в деятельности своего РВО. С их участием
"Сигнал" переживал различные периоды - от небольшого разновозрастного
объединения до детского социально-педагогического центра. Это было бы
невозможно без поддержки ректората, кафедр педагогики и психологии, органов образования
и госадминистрации г. Сумы. Конечно, на определённом уровне теоретизации
исчезают признаки движения и звука предмета исследования, возникает соблазн
идеализации желаемого результата. Наверное, без этого не обошлось, но сведено к
минимуму, потому, что достоверность и отличает учебное пособие от прочей
литературы
§ 1. Разновозрастные детские объединения
как объекты социальной педагогики и психологии.
Воспроизводство социального опыта
осуществляется формальным, неформальным и неформальным способами. Такое
определение путей воспитания дала организация ЮНЕСКО, научно выразив уже
знакомые представления об организованном (формальном) воспитании, стихийном
(неформальном) воздействии наличность и ... Вот здесь хотелось бы отметить, что
внеформальное усвоение социального опыта это - связанная с определённой
социальной группой, средой - трактовка воспитательных целей в рамках
разрешённых обществом (например: политические, религиозные, экологические
организации, группы родственников и т.д.). Поскольку раньше ни социальная
среда, ни тем более группа не имели даже возможностей "трактовать"
государственные идеи воспитания, то ясно почему сегодня внеформальное
направление воспитания для нас явление, в общем-то, новое.
Все три направления пересекаются на каждой
личности. Другими словами личность набирается социального опыта по всем трём
направлениям одновременно. Успех будет во многом зависеть от того, насколько
они согласованы, а поскольку любое согласование это структурирующий общество
процесс, то реализует его тоже определённая социальная функция - в нашем случае
социальная педагогика. Она формирует общую результирующую процесса воспитания,
цель которого - стабильность общества и его качественное эволюционное
преобразование. Естественно, что социальная педагогика представляет собой
множественность концепций, направлений, методик и форм в организации процесса
воспитания, каждый элемент которого учитывает специфику избранного направления.
Социальная психология исследует явления взаимодействия личности, микросреды и
среды в социуме, психические явления связанные с этим взаимодействием.
Для этих двух наук особый интерес
представляют объекты, находящиеся на "стыке" формальных и
неформальных сфер воспроизводства социального опыта, те группы и объединения,
которые несут в себе наибольшее количество признаков формального и
неформального, организованного и "стихийного" воздействия на
личность. Это прежде всего внеформальные структуры - разновозрастные
объединения. Социальная педагогика рассматривает их как поле преобразований
идеального, общего в конкретное индивидуальное. Это важный момент в решении
основной задачи социальной педагогики - педагогизации общения в социуме. Для
социальной психологии разновозрастные объединения - это наиболее доступная модель
большинства проявлений взаимодействия микросреды и личности. Сама структура РВО
основана на взаимодействии первичных групп и мотивации участия в них отдельной
личности. Многие социально-психологические явления (социопатии, конформизм,
акцентуации) имеют точный "слепок" в социальной психологии РВО, легко
моделируются, имеют качественные аналоги в макросреде. Более того, социальная
психология может наблюдать процесс деятельности отдельных групп и личностей в
РВО, что придаёт всем характеристикам динамику и совершенно новый, более
объективный характер обобщений. Взять, например, проблему культурных норм и
ценностей в процессе деятельности. Каждая возрастная группа организует их
"трансляцию" в форме демонстрации социального опыта. Это придаёт понятию
возрастного подхода в деятельности РВО динамический и специфический характер,
что будет рассмотрено ниже. В макросреде существует такой аналог этому явлению
как "субкультура" возрастных групп, молодёжный сленг и т.д., что
рассматривается социальной психологией, как одна из основ взаимодействия в
социуме. Можно перечислять достаточно много сторон деятельности РВО, которые
заслуживают быть предметом исследований социальной педагогики и социальной
психологии. Но за "деревьями" можно упустить "лес", т.е.
РВО, как цельное явление в обществе. Почему РВО естественно образуются в
процессе неформального общения? Почему РВО самая действенная структурная
единица внеформальных организаций? Психолого-педагогические особенности
деятельности РВО определяют их как наиболее близкую к "оригиналу"
модель общества: " постоянное взаимодействие различного социального опыта;
" стимуляция мотивационной сферы и
потребностей в развитии личности;
" уроки социальной адаптации;
" высокий эмоциональный и деловой
уровни контактов;
" естественный отбор содержания и
форм деятельности.
Можно перечислить ещё множество других
качеств РВО, которые для социальной педагогики и социальной психологии
представляют огромный интерес, но честность требует дать слово конкретной
практике: изучая разновозрастные объединения эти две социальные науки имеют,
пожалуй, единственный шанс войти как структурирующие силы в сферу
"стихийного" формирования социального опыта, прогнозировать события в
неформальной сфере общения, которая, как подводная часть айсберга, неизмеримо
больше формализованных вершин. Социальная педагогика и социальная психология
пока только описывают эту "стихийную бесконечность". В плане активных
действий - РВО, конечно, всего маленький плацдарм, но это только придаёт ему
неизмеримо большую ценность!
§ 2. Структура детских РВО и особенности её
формирования.
Любая структура представляет собой
упрощённую последовательность форм организации, которая делает саму систему
оптимально приспособленной к основной своей функции. Если речь идёт о
воспитательном воздействии на личность, то структура будет видоизменяться пока
это воздействие не получит возможность осуществляться наилучшим образом. Другое
дело, когда результат имитируется согласно заказа - тогда структура вообще не
нужна. Но её связь с содержанием прослеживается чётко и, заметим, на
равноправной основе. Наша логика приучена отдавать содержанию предпочтение,
приписывая ему сущностные качества. Форма, при этом (а соответственно и
структура), отходит на второй, вспомогательный план. Но практика
целенаправленной организации детских объединений, или стихийное их образование,
свидетельствуют, что структура и содержание тесно взаимосвязаны и определяют
друг друга. Разновозрастные детские объединения с примитивным содержанием
деятельности имеют такую же примитивную структуру. И сколько не создавай
декоративных "пристроек" (комитетов, комиссий, советов и т.д.) - они
распадаются при первой же возможности естественного хода событий, под которым
понимается не отсутствие педагогики, психологии, а их целесообразность
(удовлетворение потребностей личности!).
Определим ситуацию когда у личности нет
потребностей в разноплановом и глубоком общении с целью собственного развития
или в этом заинтересована сама среда. Результат один и тот же - вот тебе
примитивная структура с "определителем" - "свой" и
"чужой" и соответственно содержание "кайф" и
"лажа". Всякие поиски других составляющих такого общения бесполезны.
Неформальные РВО как раз и представляют по своей структуре пирамиду
"накопления авторитета", которая и является образным выражением
содержания. Нечто "другое" присутствует комфортное". Поскольку
определённые цели имеет и само объединение, как цельный организм, то
естественно предположить, что личность будет задействована в обеспечении
структуры общих и личных интересов. Детские РВО отличаются от взрослых
совершенно иными понятиями "комфортности", "свободы". Можно
сказать, что разновозрастные детские объединения "обречены" на
демократизм "вдоль" и "поперёк". Таким же образом
пронизывает РВО и его собственная структура. Чем больше будет таких
последовательных связей форм организации, тем прочнее каркас РВО. Он может
обеспечить более содержательный, чем раньше (оптимизированный), воспитательный
процесс. Интересно, что доказательства, иногда, встречаются раньше чем теорема.
Ещё в начале семидесятых, студентом я работал ст. вожатым в огромном пионерском
лагере на 1200 детей. Это 24 отряда и около сотни взрослых. Если предположить,
что в каждом отряде только один раз в день произойдёт конфликт, то я буду
разбираться в их массе целыми сутками. Так оно и было. Работать творчески было
невозможно. Интуитивно я обратил внимание на структуру всего лагеря в целом с
его замкнутостью отрядов, возрастных групп и невозможностью для личности
поменять это без отчаянной борьбы. За один вечер мы составили список поручений
на одно звено (5-7человек) с полным перечнем того, что они должны уметь и чему
научиться. На следующий день в каждом отряде 5-6 таких звеньев помогли собрать,
а поручения распределить. Ещё один вечер мы составляли новые списки отрядов, в
которые входили, например, все звеньевые лагеря -200 человек! Получалось пять
разновозрастных групп. И так далее по всем остальным поручениям : физорги,
юнкоры, затейники, санпосты, разведчики! Соответственно развели по отрядам и
вожатых. И вот следующим утром все прежние структуры распустили. Целый день
ребята жили в новых разновозрастных объединениях. Знакомились, играли,
соревновались, учились. Сколько новых дружб, интересных встреч состоялось. Это
настолько оздоровило обстановку в "детском городе", что проблема
бесконечности "конфликтных" разборок была решена. Количество
недоразумений значительно сократилось. На современной практике
"Сигнала", отряда "Костёр" и других РВО всегда поощрялось
возможно большее многообразие объединений, союзов, групп и команд в рамках
единого целого. Один и тот же человек мог быть в звене как пионер, в экипаже у
фантастов, в команде по футболу, в группах туристов - разведчиков и любителей
авторской песни, работать в юнкоровской редакции. И всё
"организации", которые выполняли важную для РВО работу, никакой
имитации, никакого пустозвонства. "Комфортность" состояния личности,
конечно, ограничивал её "разброс" по интересным направлениям. Рано
или поздно наступала необходимость как-то ограничивать себя или концентрировать
усилия, но ведь эти акты есть свидетельства определённого уровня зрелости
суждений и поведения личности. Причём не происходило нарушения принципа
добровольности участия в общем деле, не разрушалось "комфортное"
состояние личности. Как подарок такой удаче - соответствующая сложившаяся
структура РВО.
Но нет подарков не сулящих потери! Одна из
противоречивых особенностей структуры РВО детей -' чётко выраженное стремление
к "замкнутости", особенно трудно попасть в РВО старшим детям. Это
вызвано определённым нежеланием всего РВО бороться с претензиями на лидерство
старшего подростка на основании своих возрастных особенностей, а не овладения
опытом работы в РВО. Длительность этого "обучения" предполагает, что
какое-то время старший подросток будет по рангу ниже "старожила"
малыша и одно только это может вызвать конфликт. Мудрая сторона - система -
пытается избежать этого простейшим путём : всё старшее поколение РВО может быть
воспитано только внутри самой системы. Безболезненное вхождение в эту
"элиту" со стороны - крайне редкое явление. Регуляция внешних
воздействий обеспечивается, таким образом, их трактовкой старшей, более опытной
группой, воспитанной непосредственно в детском РВО. В диапазоне младшего
возраста РВО абсолютно открыто для детей и, даже наоборот, может организовывать
их целенаправленный набор. Структура детских РВО не оказалась бы так тесно
взаимосвязанной с содержанием его работы, если бы не один
"цементирующий" фактор - структуры формируют изменяющиеся личности.
Это постоянно редактируемое содержание вызывает, казалось бы, забвение целых
"секций" организационной структуры РВО. Подрастающие новички не
интересуются этим или создают что-то своё. Умиление победоносным шествием нового
в работе с РВО очень соблазнительно, но опасно. Ни одна из составляющих
структуры РВО не может быть предана забвению, если до этого приносила только
пользу. И это не может быть волевым решением! Это в силах сохранить только
традиция. Чем больше в содержании деятельности РВО будет традиций, тем больше
вероятность сохранить и в структуре РВО проверенные, надёжные элементы. При
этом, важно заметить, не нарушая понятий современности и прогресса. Об этой
важной взаимосвязи формы и содержания мы и поговорим в следующем разделе.
§ 3. Содержание деятельности детских РВО
как процесс усвоения личностью социального опыта.
Если в предыдущем разделе мы говорили об
упорядочивании организации как способе оптимизации воздействия на личность, то,
говоря о содержании деятельности, мы будем иметь в виду её смысл, выраженный в
целенаправленных действиях. Особенность изучения содержания деятельности
детских РВО в том, что она сформулирована на двух уровнях - для взрослых, как
педагогическая концепция и для детей, как перспектива их жизни. Причём
используются не только разные языки изложения, но и ставится задача, чтобы
перспектива для детей надёжно прикрывала нашу психолого-педагогическую
концепцию. Начнем все-таки с перспективы. Попробуем убедиться, что РВО, по
содержанию деятельности привлекательно для каждого возраста. И это не является
усреднённой величиной. Существуют вполне конкретные "стержни"
формирования содержания деятельности детских РВО, которые в большей степени
определяются особенностями возраста, как ступени становления личности, познания
окружающего мира, опыта поведения и отношений между людьми - всего того, что мы
обычно и называем социальным опытом.
Первое существенное направление содержания
-это общественно-полезная творческая деятельность РВО. Она практикуется во всех
странах. Даже там, где "индивидуализм" рассматривается как
общепринятая воспитательная концепция. Общественно-полезная работа -строго
заданное направление, которое осуществляется не просто по желанию ребёнка, а
организуется специально. Цель очевидна - сформировать чувство причастности к
проблемам собственной страны, народа, окружения. Только так понятия
"гражданин", "патриот" соединяются с реальным вкладом в
рост и процветание своей Родины. Предположение, что это появится из бесед и созерцания
фантастичны до наивности. В последнее время изменения в содержании некоторых
понятий приводят к попыткам их простого исключения из практики деятельности
детей. Но сама практика, как критерий достижений и истины, демонстрирует
необходимость общественно-полезной деятельности, наполненной богатейшим
воспитательным смыслом. Наиболее целенаправленные действия в этом направлении
осуществляют общественные детские организации. В настоящее время их на Украине
более 30. В Уставе и Программе каждой из них деятельность на благо общества,
как её понимают учредители, декларируется на первом месте. В идеальном варианте
разновозрастные детские объединения могут объединять детей, состоящих в
различных детских организациях. Это не только задействует в содержании деятельности
РВО привлекательные стороны Программ детских организаций, не только формирует
социальный опыт личного участия в их реализации, но и позволяет на практике
готовить детей к взаимопониманию, сотрудничеству при сохранении полной свободы
выбора и добровольности личного участия в деятельности организации. Детство не
должно быть конфронтационно! Эта концепция закладывается обществом, которое
способно решать и задачи своей стабилизации и качественных изменений. И
обществу не все равно какой ценой это будет достигаться.
В конкретной практике РВО
"Сигнал" общественно-полезная направленность деятельности задавалась
с первых шагов роста: выступления по школам города и района, работа в трудовых
лагерях, подготовка конкретных пионерских специальностей: горнистов и
барабанщиков, юнкоров, вожатых, помощь студентам института им. А.С. Макаренко в
подготовке к летней практике и т.д. С появлением возможностей регистрации новых
детских организаций, с 1991 года, велась планомерная практическая работа по
изучению опыта скаутов и в 1994 году скаутская организация, как
экспериментальное скаутское объединение ЭСКО, уже стала объектом интереса 28
мальчишек из школ Роменского микрорайона. Эта организация успешно действует в
составе РВО "Сигнал", а с 1996 года официально зарегистрирована,
имеет собственную форму, самоуправление, руководство, принимает участие в
работе Ассоциации скаутов Украины (АСУ). Сообразно времени изменилась и
пионерская организация в "Сигнал". Оставаясь самой многочисленной по
составу, она сохранила преемственность традиций горнистов и барабанщиков,
юнкоровских редакций, работы клуба любителей научной фантастики. Ребята в новой
пионерской форме ходят в походы, работают в трудовом лагере, который
организовывают сами. Новые возможности позволили пионерам принимать участие в
создании областного пионерского лагеря "Ворскла", который, как они и
мечтали, представляет собой шесть палаточных лагерей по течению р. Ворскла в
Ахтырском районе. За два лета его маршрутами прошло 600 детей! Но за всеми так
любовно приведёнными фактами есть ещё одна немаловажная деталь: скауты и
пионеры работают вместе. Оставаясь совершенно разными по своей сути
организациями, базируясь на совершенно различных принципах
"коллективном" и "личностном", тем не менее, сотрудничают и
это ценнейший социальный опыт, приобретаемый в деятельности.
Рассматривая следующее направление
содержания деятельности РВО, следует сразу его определить как характерную
особенность детства - романтизм и стремление играть. Подростков влечёт дорога.
Им интересны походы в любое время года. И не только пешие переходы и
многодневные испытания походов, но и необычность этих путешествий. РВО
"Сигнал" со временем определил маршруты традиционных походов и не
только пешком, но и на лыжах зимой, на велосипедах в день 9-го мая, и, пожалуй,
самое сокровенное для каждого - летний двухнедельный поход на лодках по
р.Ворскла. Это настоящее приключение, которое все запоминают навсегда!
Краеведение и туризм несут в себе огромный заряд не только эмоционального,
познавательного плана, но и значительный социальный опыт, который усваивается в
игровой, практической деятельности. В походах и путешествиях ведутся
астрономические наблюдения, практическая учёба навыка выживания и
самообслуживания, проходят уроки нравственности и дружбы в преодолении
трудностей, сочиняется собственный фольклор, летопись, делаются открытия.
И ещё одно направление содержания
деятельности РВО относится к числу наиболее сложных - создание условий
систематического роста личности и коллектива. Это значительная часть
деятельности, которую можно отнести к категории "рабочих будней". В
описаниях передового воспитательного опыта предпочтение почти всегда отдавалось
эффекту наиболее ярких, красочных и неординарных событий. Но при всей важности
в массе конкретного времени они занимают очень скромное место. Гораздо более
протяжённы по времени "обыкновенные дни". Заполнить их деятельностью,
связанной с учёбой, занятиями очень непросто. Конкурентом по монотонности и
формализму для РВО всегда является школа. Не стать её продолжением в свободное
для детей время - задача не из простых. Три раза в неделю каждый ребёнок в РВО
"Сигнал" должен посетить обыкновенные занятия: горнисты и барабанщики
в актовом зале учат сигналы и марши, юнкеры в редакциях учатся обращаться с
аппаратурой и выпускать газеты, фантасты изучают звёздные карты и солнечную
систему. А вот у скаутов идёт непростое дело обучения искусству вязать узлы,
пользоваться азбукой Морзе и Семафоркой. Без этих навыков для всех занимающихся
просто невыполнимо основное условие деятельности - творчество, которое
предполагает определённый уровень профессионализма. Достижение его каждой
личностью, коллективом -это тоже деятельность, ведущая к формированию
социального опыта обеспечения собственного роста. Эта деятельность сложна по
причине слабой мотивации у детей, которые, как правило, получают всё от жизни
авансом. Организовать такую деятельность в общем не трудно, если опираться на
принципы "прогрессивной педагогики". Прогрессивной не в смысле своего
качества, а в смысле поощрения и стимуляции прогресса личности. Всевозможные
звания и нашивки, значки и аксельбанты, конкурсы и смотры - да мало ли что ещё
можно придумать! У горнистов и барабанщиков, например, каждый выученный марш
прибавляет звёздочку к нашивке и соответственное присвоение одного из званий :
"сигнальщик", "капитан", "флаг-капитан и т.д., у
юнкоров каждая освоенная редакция - это нашивка на погоны, у фантастов - значок
на форму. Дальше всех в этом традиционно преуспевают скауты. У них настоящее
обилие всевозможных нашивок и знаков различия. Уровень мотивации можно
значительно повысить, но это не самоцель, а процесс усвоения конкретного
социального опыта самоорганизации.
Мы рассмотрели три основных направления в
содержании деятельности разновозрастных детских объединений. Они имеют свои
особенности: Во-первых: содержание деятельности РВО проходит "естественный
отбор", который оставляет наиболее приемлемые детям перспективы. Как
правило, это подвижные и комплексные формы. Сам "естественный отбор"
определяется добровольностью участия детей в РВО. Если практиковать то, что их
не привлекает, то РВО просто распадётся. Во-вторых: эти направления легко
разделяются по возрастным особенностям детского контингента РВО. Каждому
возрасту предоставляется возможность использовать свой потенциал. Никакого
усреднения по деятельностной активности для детей в РВО не происходит.
В-третьих: все три направления в содержании имеют общее основание - психолого -
педагогические особенности детского возраста и активизируют детские группы в
широком возрастном диапазоне (от 10 до 16 лет). В-четвёртых: все три
направления больше ориентированы на критерий не возрастного потенциала
личности, а, прежде всего, её социального опыта, что направляет всю
деятельность на его активное усвоение.
Содержание, как и структуру, обеспечить
руководителю РВО очень сложно. Но внутри самого РВО существуют удивительные
"движущие силы" поддержки. Они определяются процессом взаимодействия
различного социального опыта и разобраться в этом, думается, будет интересно!
§ 4. Возрастной подход и взаимодействие
социального опыта в деятельности детских РВО.
Под социальным опытом личности можно
понимать совокупность усвоенных ею правил, норм, отношений и ценностей,
практикуемых в обществе. С приобретением социального опыта личность получает
возможность социально адаптироваться к различному окружению и это начальная
точка расхождения возрастных особенностей и социального опыта. В дальнейшем
они, практически, ничем не взаимосвязаны. Хотя попытки приписать определённому
возрасту конкретный объём социального опыта не прекращаются, а фраза "Мал
ещё" далеко не единственный образец такой попытки. В РВО с большим трудом
удаётся избавиться от личностного восприятия одной возрастной группы как "наивной",
а другой как "невинной". На самом деле возрастом ограничена только
внешняя демонстрация личностью своего социального опыта. Приобретение
"прав" с возрастом, которое принято в обществе, особенно наглядно
демонстрирует объявление на дверях кинозала: "Кроме детей до 16
лет...". Но в детской среде возрастных ограничений на демонстрацию
социального опыта не существует. Скорее всего наоборот: каждая возрастная
группа испытывает интегральную потребность избавиться от рамок общественного
"табу" и продемонстрировать своё незаурядное умение понимать
окружающую жизнь. Эта демонстрация понимания очень актуальна в поведении всех
подростков и чем естественное среда их общения, тем более разнообразные формы
это приобретает. Здесь присутствуют и осознанное до понимания поддержание и
характерное, сложившееся личностное поведение. В разновозрастных объединениях
детей в выборе того чему учиться ключевой является престижность
"оценки" опыта. Взаимодействие социального опыта, как образовательная
функция общения, значительно продвигает подростков в их умениях адаптироваться
к различным микросредам, а соответственно воспринимать их большое число как
"комфортное". Смысл социальной педагогики и психологии в объяснении
движущих сил взаимодействия различного социального опыта, причин выбора
различных форм его демонстрации и в организации такого опыта деятельности,
который ставил бы социально значимые навыки, умения на высокий
"конкурентный" уровень с антисоциальными. Сложность этой проблемы
заключается, пожалуй, в двух взаимосвязанных сферах ее проявления: реальная
окружающая противоречивая общественная среда, в которой живут подростки,
которая в зависимости от экономических и культурных изменений делает процесс
адаптации потрясающе "многоэтажным"; - высокая степень опосредованности
взаимодействия различного социального опыта, т.е. необходимость регулировать
его через разнообразные структуры, группы отдельных личностей. Подобно тому,
как сам инструмент начинает воздействовать на свойства исследуемого объекта,
так и присутствие организующего целенаправленного воздействия на процесс
взаимодействия социального опыта сразу "перемещает" его на другой
"этаж", часто в формальную среду. А "победы" и
"успехи" там имеют уже известную нам ценность!
Сразу определимся, что изменение социальной
среды -перспектива реальная, но далёкая. Социальная психология и педагогика ещё
не достигли степени значимости и не получили ресурсы, способные её заметно
приблизить. А вот вопросом опосредованности воздействия на процесс
взаимодействия социального опыта, конкретно в РВО, заниматься можно уже сейчас.
И здесь не обойтись без концепции, так называемого, "возрастного
подхода". Традиционно он понимается как метод перестройки информации или
воздействия сообразно усреднённым представлениям о готовности их воспринять
представителями определённого возраста. Но возможность такой
"перестройки" переносится в область индивидуальных качеств психолога
или педагога. Конечно "артисты" среди них имеются.
Скажем один на тысячу! И дело здесь не в
природных качествах "перевоплощаться", а в том, что необходимо
владеть нормами и языком той субкультуры, которая создана возрастной группой.
От 10 до 16 лет, например, подростки претерпевают с десяток культурных и
"научно-технических" революций. И каждый новый этап - это новая система
норм, оценок, даже запаса слов и их смысла. Студент-выпускник, получая для
руководства пятый класс, пытается осуществить "возрастной подход". Но
временная дистанция с детьми у него минимум 12 лет! Нужно ли объяснять какой
проблемой будет для него учёт возрастных особенностей, да ещё
"незаметно" мастерски ? Возрастной подход это всегда сложно, если не
безнадёжно. Но он легко реализуется самими детьми в процессе взаимодействия. Их
возрастная дистанция друг от друга минимальна и они транслируют культурные ценности,
демонстрируют социальный опыт в самом доступном "смысловом переводе"
да ещё и с индивидуальным подходом. Социальная педагогика видит свою задачу в
организации "системы ретрансляторов" общественно-значимых норм, как
разновозрастной группы личностей, которых обязательно слушают, а социальная
психология объяснить - почему? Опосредованность воздействия определяется как
раз наличием такой структуры. И в разновозрастном детском объединении для этого
созданы все условия.
Часть проблемы возраста сосредотачивается в
ситуации непонимания. Логично предположить, что речь идет о разных языках
общения. Смысловая нагрузка знаковой системы однозначно связана с социальным
опытом конкретной личности. И здесь социализирующим началом может стать другая
личность, наиболее близкая к ней по возрасту.
Опыт практической работы показывает, что
это вполне возможно. Отдельные личности объясняют сверстникам всё намного
доходчивей и быстрее, чем сам руководитель. Реально присутствовать в каждой
первичной группе, временной или постоянной, руководитель может только как
общественное мнение, авторитетный социальный опыт которого значим и уважаем для
большинства.
Когда встречается именно такой возрастной
подход, выражающийся в организации системы взаимодействия социального опыта
подростков, то результаты видны сразу:
- полноценные лидеры, которые не делятся на
формальных и неформальных, могут организовать совместную деятельность и
направить её согласно общественным целям и задачам;
- отсутствие антиобщественных группировок с
"комфортным" состоянием личности. Интересным показателем
взаимодействия социального опыта в разновозрастных детских объединениях
является устойчивость РВО к внешним и внутренним конфликтам. Противоречия,
возникающие при этом, служат движущей силой развития и личности и группы.
В конкретном опыте деятельности РВО
"Сигнал" это выражалось в разнообразных формах:
- внешняя среда отрицательно относилась к
участию в деятельности РВО. Это связано с амбициями отдельных личностей и с
экспансией асоциальных групп, которые видят в любой организации угрозу своему
статусу (будь то кружки, клубы или даже спортивные секции). Иногда к этому
"хору" подключалась и школа, некоторые родители, конкурирующие
внеформальные организации.
Возникали противоречия и конфликты внутри
самого РВО между отдельными личностями и группами, между организациями,
например, пионеров и скаутов.
В каждом конкретном случае решение проблемы
осуществлялось на двух основных принципах:
- добровольность участия в деятельности
РВО;
&n |