В последнее десятилетие волна технологических инноваций, начиная от мобильных телефонов и ноутбуков до гибридных автомобилей, омрачена одной проблемой – питанием от батарей. Но новый композитный материал, разработанный в Королевском лондонском колледже при участии европейских партнеров, включая автомобильную компанию Volvo, может приоткрыть дверь волне новых открытий. Идея заключается в том, что материал корпуса автомобиля или мобильного телефона будет способен накапливать и проводить электричество, а это значит, что отпадет необходимость в больших батареях. Но, как объясняет Эмиль Гринхалф, доктор кафедры аэронавтики Королевского колледжа, этот проект представляет большую сложность. «Не только потому, что он является технически сложным, - говорит доктор, но также и потому, что нужно разработать материал, отвечающий противоречивым требованиям».
Прочный и проводящий
Он возглавляет команду из пяти академиков с разных кафедр, каждый из которых вносит знания по своей специализации в проект. Разрабатываемый ими композитный материал сделан из углеродного волокна и полимерной смолы. Но, как объясняет доктор Гринхалф, «полимер с точки зрения механических свойств должен быть твердым, чтобы выдерживать механические нагрузки. Но одновременно с этим обеспечивать ионную проходимость, что необходимо для электрических свойств. Так что получается некое противоречие в том, что мы хотим получить.» Концепция команды заключается в том, чтобы создать взаимопроникающие сетки структурных и электропроводных полимеров по шкале нанометров. «Если производить что-то по наношкале, то можно достичь такого результата, который невозможен с традиционными материалами, - считает Гринхалф, - это философия нашего отделения».
Новые виды дизайна
Автомобиль, сделанный из такого материала, может подзаряжаться от любой части кузова, тем самым, уменьшая размер батареи. Снижение массы, например, гибридного автомобиля может расширить его сферу применения. Без встроенной батареи мобильный телефон может иметь размер кредитной карты. Вот бы обещанный материал появился уже в этом десятилетии. Но самое интересное, по мнению Гринхалфа, это то, что этот материал «даст больше свободы дизайнерам. Я чувствую, что это позволит людям создавать совершенно новые инженерные конструкции».