MENU
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Seryoga  
Психологическая подготовка юных футболистов
Сообщение
Тема лекции :«Психологическая подготовка юных футболистов и футболистов аматоров» (тезисы, текст неполный).
Анохин Е.В. – ст. преподаватель кафедры психологии СумДПУ им. А. С. Макаренко. 8.12.2010 г.

План:
1. Воспитание личности.
2. Развитие восприятия.
3. Развитие внимания.
4. Развитие памяти и воображения.
5. Развитие мышления.
6. Развитие воли.

1. Воспитание личности.

Главное в структуре личности – мотивы, последовательность которых задает направленность личности.
Мотивы можно выяснить по идеалам и убеждениям. По определению Л.С.Выготского и А.А.Ухтомского - это «конечная станция» куда приходят все наши воздействия на личность.
Как занятия футболом влияют на идеалы и убеждения детей и подростков? В чём особенности мотивов у футболистов аматоров?

2. Развитие восприятия.
Восприятие возможно формировать, развивать в различных направлениях:
Специальные:

  • «чувство мяча» - включение в последовательность сенсомоторных действий системы «я-мяч» максимально возможных комбинаций как единого целого . Исследования В.П. Озерова (Кишинев) и А. Брагинского показывают, что «чувство мяча» вначале развивается как виртуальная, воображаемая конструкция в мышлении футболиста, которая успешно реализуется только с освоением игровой техники.
  • «чувство времени» - меньше всего связано с «биологическими часами» человека. Это чувство входит в систему стимуляции действий футболиста только в единстве с умением определить дистанцию (дальномером), что психологически определяет скорость передвижения игрока. Оказаться в нужный момент в нужном месте – реальное проявление чувства времени у футболиста.
  • «чувство пространства» - самое сложное психологическое качество нашей психики. Это не нагромождение объёмов, а постоянно изменяющиеся формы пространства решения поставленной задачи. Их компьютерная графика поражает своим разнообразием и быстротой изменений . Психологическая проблема в подготовке футболистов - научить целенаправленно и коллективно создавать такие пространства в ходе игры.

Тренировка и развитие специальных направлений восприятия , к сожалению, не носит ситемный характер. Но при желании и понимании их сущности , на основании личного опыта можно составить именно психологическую систему подготовки юных футболистов, отойдя наконец от бесконечного усложнения техники тренировок.

3. Развитие внимания.

Внимание имеет конкретный материальный «носитель» - ретикулу. Это сеточка, покрывающая наш мозг, которая может изменять размер своих ячеек. Такой фильтр может блокировать восприятие одних раздражителей и беспрепятственно пропускать избранные. Таким образом, мы можем концентрировать сознание на важном для нас объекте или явлении. Только в этом случае информация о них будет носить максимально содержательный характер.
Для футболистов внимание – «окна» и «двери» поступления необходимой информации во время игры.

Внимание имеет ряд свойств, которые можно целенаправленно развивать:

  • объём внимания - количество объектов или явлений, которые могут одновременно находиться в поле концентрации сознания.
  • переключение внимания - сохранение качества концентрации сознания при переходе от одного предмета или явления к другим.
  • интенсивность внимания – длительность сохранения качественной концентрации сознания
  • Для психологической подготовки юных футболистов главная проблема в распознавании необходимого объекта концентрации сознания. Это не так просто, как кажется, потому, что эмоциональная окраска детско-юношеского восприятия делает его «распахнутым» для всех впечатлений. Свойства внимания не могут развиваться сами по себе. Они проявляются только в комплексных качествах личности связанных с мышлением (обработкой информации)
  • наблюдательность – сличение (сравнение)
  • тактические способности: оперативное мышление, скорость принятия решений, способность предвидеть действия противника и партнера, скорость реакции на объект, который передвигается, способность изменить решение в последний момент. (Г.Набиль. НУ физического воспитания и спорта Украины).

4. Развитие памяти и воображения.

Память, как процесс сохранения, воспроизведения и забывания информации - основа личности человека. Забывание – это не её недостаток, а прекрасное свойство избирательности нашей психики. Память создаёт наше уникальное личное богатство – опыт.
Для психологической подготовки футболистов развитие всех видов памяти основа не только сыгранности (узнавания) команды, но и запоминание особенностей игровых действий противника. К сожалению, большинство тренеров видят свою задачу в отработке стандартных игровых ситуаций, которые легко разрушает даже неопытная аматорская команда противника. Независимо от результата игры она демонстрирует одно из важнейших качеств знаний сохраняемых памятью – их подвижность, возможность формировать новые знания. Такое качество называется интеллект. Футболисты интеллектуалы одно из редчайших явлений в футболе, которое воплотилось в таких именах как Пеле, Марадона.
Интеллект невозможно сформировать без воображения – удивительной способности нашей психики придумывать то, о чём знаний нет.

5. Развитие мышления.

Мышление, как процесс обработки информации, никогда не возникает без обнаружения проблемы. Там где нет проблем - мышления не существует.
Мышление футболистов связано с решением проблемы тактики игры, способностью быстро и правильно оценивать игровой момент, принимать эффективное решение.
Структура процесса мышления - это последовательность операций, приводящих к новым знаниям, которые мы называем пониманием:
Сравнение – анализ – синтез – абстрагирование – обобщение – классификация – систематизация.
Гибкость, глубина и критичность мышления зависят от того, какие операции процесса мышления использованы, а какие остались недосягаемы для личности. На примере футболистов можно говорить о далеко не полном использовании возможностей развития мышления. Часто оно заменяется «разбором полётов» в виде монолога тренера.

6. Развитие воли.

Человек рождается с 15 млрд. нервных клеток, которые образуют слой в 1мм покрывающий наш мозг. Это кора головного мозга. Все рецепторы сходятся к ней, соединяясь каждый с четко определёнными участками. В местах соединений есть прослойка клеток, которая тормозит сигнал, поступаемый извне. Человек имеет возможность переадресовать его в другой участок коры и действовать совсем иначе, чем требует поступивший сигнал. Это психофизиологическая основа того, что мы называем волей .
Для развития воли юных футболистов важно представлять эту упрощённую схему. Тренировка в переадресации сигнала – это переживается как преодоление усталости, боли, негативных эмоций.

Выводы:
1. Психологическая подготовка юных футболистов начинается с изучения личностей, как уникальных носителей иерархии мотивов, выражающихся через идеалы и убеждения. Без этого останутся только психомоторные процессы, которыми характеризуются… роботы ближайшего будущего.
2. Все свойства психики возможно развивать и совершенствовать, получая огромный потенциал роста общих и специализированных качеств личности.
3. Психологические возможности подготовки юных футболистов нуждаются в системном подходе.


Лекция прочитана на курсах повышения квалификации тренеров спортивных школ города Сумы и области!


Автор - astrofizic
Дата добавления - 14.01.2011 в 12:29
astrofizicДата: Пятница, 14.01.2011, 12:29 | Сообщение # 1
:-(
Сообщений: 88
Награды: 5
Тема лекции :«Психологическая подготовка юных футболистов и футболистов аматоров» (тезисы, текст неполный).
Анохин Е.В. – ст. преподаватель кафедры психологии СумДПУ им. А. С. Макаренко. 8.12.2010 г.

План:
1. Воспитание личности.
2. Развитие восприятия.
3. Развитие внимания.
4. Развитие памяти и воображения.
5. Развитие мышления.
6. Развитие воли.

1. Воспитание личности.

Главное в структуре личности – мотивы, последовательность которых задает направленность личности.
Мотивы можно выяснить по идеалам и убеждениям. По определению Л.С.Выготского и А.А.Ухтомского - это «конечная станция» куда приходят все наши воздействия на личность.
Как занятия футболом влияют на идеалы и убеждения детей и подростков? В чём особенности мотивов у футболистов аматоров?

2. Развитие восприятия.
Восприятие возможно формировать, развивать в различных направлениях:
Специальные:

  • «чувство мяча» - включение в последовательность сенсомоторных действий системы «я-мяч» максимально возможных комбинаций как единого целого . Исследования В.П. Озерова (Кишинев) и А. Брагинского показывают, что «чувство мяча» вначале развивается как виртуальная, воображаемая конструкция в мышлении футболиста, которая успешно реализуется только с освоением игровой техники.
  • «чувство времени» - меньше всего связано с «биологическими часами» человека. Это чувство входит в систему стимуляции действий футболиста только в единстве с умением определить дистанцию (дальномером), что психологически определяет скорость передвижения игрока. Оказаться в нужный момент в нужном месте – реальное проявление чувства времени у футболиста.
  • «чувство пространства» - самое сложное психологическое качество нашей психики. Это не нагромождение объёмов, а постоянно изменяющиеся формы пространства решения поставленной задачи. Их компьютерная графика поражает своим разнообразием и быстротой изменений . Психологическая проблема в подготовке футболистов - научить целенаправленно и коллективно создавать такие пространства в ходе игры.

Тренировка и развитие специальных направлений восприятия , к сожалению, не носит ситемный характер. Но при желании и понимании их сущности , на основании личного опыта можно составить именно психологическую систему подготовки юных футболистов, отойдя наконец от бесконечного усложнения техники тренировок.

3. Развитие внимания.

Внимание имеет конкретный материальный «носитель» - ретикулу. Это сеточка, покрывающая наш мозг, которая может изменять размер своих ячеек. Такой фильтр может блокировать восприятие одних раздражителей и беспрепятственно пропускать избранные. Таким образом, мы можем концентрировать сознание на важном для нас объекте или явлении. Только в этом случае информация о них будет носить максимально содержательный характер.
Для футболистов внимание – «окна» и «двери» поступления необходимой информации во время игры.

Внимание имеет ряд свойств, которые можно целенаправленно развивать:

  • объём внимания - количество объектов или явлений, которые могут одновременно находиться в поле концентрации сознания.
  • переключение внимания - сохранение качества концентрации сознания при переходе от одного предмета или явления к другим.
  • интенсивность внимания – длительность сохранения качественной концентрации сознания
  • Для психологической подготовки юных футболистов главная проблема в распознавании необходимого объекта концентрации сознания. Это не так просто, как кажется, потому, что эмоциональная окраска детско-юношеского восприятия делает его «распахнутым» для всех впечатлений. Свойства внимания не могут развиваться сами по себе. Они проявляются только в комплексных качествах личности связанных с мышлением (обработкой информации)
  • наблюдательность – сличение (сравнение)
  • тактические способности: оперативное мышление, скорость принятия решений, способность предвидеть действия противника и партнера, скорость реакции на объект, который передвигается, способность изменить решение в последний момент. (Г.Набиль. НУ физического воспитания и спорта Украины).

4. Развитие памяти и воображения.

Память, как процесс сохранения, воспроизведения и забывания информации - основа личности человека. Забывание – это не её недостаток, а прекрасное свойство избирательности нашей психики. Память создаёт наше уникальное личное богатство – опыт.
Для психологической подготовки футболистов развитие всех видов памяти основа не только сыгранности (узнавания) команды, но и запоминание особенностей игровых действий противника. К сожалению, большинство тренеров видят свою задачу в отработке стандартных игровых ситуаций, которые легко разрушает даже неопытная аматорская команда противника. Независимо от результата игры она демонстрирует одно из важнейших качеств знаний сохраняемых памятью – их подвижность, возможность формировать новые знания. Такое качество называется интеллект. Футболисты интеллектуалы одно из редчайших явлений в футболе, которое воплотилось в таких именах как Пеле, Марадона.
Интеллект невозможно сформировать без воображения – удивительной способности нашей психики придумывать то, о чём знаний нет.

5. Развитие мышления.

Мышление, как процесс обработки информации, никогда не возникает без обнаружения проблемы. Там где нет проблем - мышления не существует.
Мышление футболистов связано с решением проблемы тактики игры, способностью быстро и правильно оценивать игровой момент, принимать эффективное решение.
Структура процесса мышления - это последовательность операций, приводящих к новым знаниям, которые мы называем пониманием:
Сравнение – анализ – синтез – абстрагирование – обобщение – классификация – систематизация.
Гибкость, глубина и критичность мышления зависят от того, какие операции процесса мышления использованы, а какие остались недосягаемы для личности. На примере футболистов можно говорить о далеко не полном использовании возможностей развития мышления. Часто оно заменяется «разбором полётов» в виде монолога тренера.

6. Развитие воли.

Человек рождается с 15 млрд. нервных клеток, которые образуют слой в 1мм покрывающий наш мозг. Это кора головного мозга. Все рецепторы сходятся к ней, соединяясь каждый с четко определёнными участками. В местах соединений есть прослойка клеток, которая тормозит сигнал, поступаемый извне. Человек имеет возможность переадресовать его в другой участок коры и действовать совсем иначе, чем требует поступивший сигнал. Это психофизиологическая основа того, что мы называем волей .
Для развития воли юных футболистов важно представлять эту упрощённую схему. Тренировка в переадресации сигнала – это переживается как преодоление усталости, боли, негативных эмоций.

Выводы:
1. Психологическая подготовка юных футболистов начинается с изучения личностей, как уникальных носителей иерархии мотивов, выражающихся через идеалы и убеждения. Без этого останутся только психомоторные процессы, которыми характеризуются… роботы ближайшего будущего.
2. Все свойства психики возможно развивать и совершенствовать, получая огромный потенциал роста общих и специализированных качеств личности.
3. Психологические возможности подготовки юных футболистов нуждаются в системном подходе.


Лекция прочитана на курсах повышения квалификации тренеров спортивных школ города Сумы и области!



 
СообщениеСверхпластичность мозга в возрасте ребёнка от 3 до 6 лет - доказанный факт. Англичане, как люди исторически обеспокоенные проблемой формирования успешной личности, попробовали играть в футбол с детьми именно этого возраста. Результат просто ошеломительный: целеустремлённость, мотивация на успех, интеллектуальный потенциал - на высочайших показателях. С 2013 года их школа раннего футбола открылась в Киеве. Так получается футбол не просто игра, а воспитательная система высочайшего уровня психологического содержания. Интересно ? Продолжить? Можно ознакомиться footybool.com.ua/ story.php

Автор - astrofizic
Дата добавления - 17.01.2014 в 22:24
astrofizicДата: Пятница, 17.01.2014, 22:24 | Сообщение # 2
:-(
Сообщений: 88
Награды: 5
Сверхпластичность мозга в возрасте ребёнка от 3 до 6 лет - доказанный факт. Англичане, как люди исторически обеспокоенные проблемой формирования успешной личности, попробовали играть в футбол с детьми именно этого возраста. Результат просто ошеломительный: целеустремлённость, мотивация на успех, интеллектуальный потенциал - на высочайших показателях. С 2013 года их школа раннего футбола открылась в Киеве. Так получается футбол не просто игра, а воспитательная система высочайшего уровня психологического содержания. Интересно ? Продолжить? Можно ознакомиться footybool.com.ua/ story.php

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Вітаю Вас Гость | Реєстрація | RSS | Вхід

наверх