Тема лекции :«Психологическая подготовка юных футболистов и футболистов аматоров» (тезисы, текст неполный). Анохин Е.В. – ст. преподаватель кафедры психологии СумДПУ им. А. С. Макаренко. 8.12.2010 г.
План: 1. Воспитание личности. 2. Развитие восприятия. 3. Развитие внимания. 4. Развитие памяти и воображения. 5. Развитие мышления. 6. Развитие воли.
1. Воспитание личности.
Главное в структуре личности – мотивы, последовательность которых задает направленность личности. Мотивы можно выяснить по идеалам и убеждениям. По определению Л.С.Выготского и А.А.Ухтомского - это «конечная станция» куда приходят все наши воздействия на личность. Как занятия футболом влияют на идеалы и убеждения детей и подростков? В чём особенности мотивов у футболистов аматоров?
2. Развитие восприятия. Восприятие возможно формировать, развивать в различных направлениях: Специальные:
«чувство мяча» - включение в последовательность сенсомоторных действий системы «я-мяч» максимально возможных комбинаций как единого целого . Исследования В.П. Озерова (Кишинев) и А. Брагинского показывают, что «чувство мяча» вначале развивается как виртуальная, воображаемая конструкция в мышлении футболиста, которая успешно реализуется только с освоением игровой техники.
«чувство времени» - меньше всего связано с «биологическими часами» человека. Это чувство входит в систему стимуляции действий футболиста только в единстве с умением определить дистанцию (дальномером), что психологически определяет скорость передвижения игрока. Оказаться в нужный момент в нужном месте – реальное проявление чувства времени у футболиста.
«чувство пространства» - самое сложное психологическое качество нашей психики. Это не нагромождение объёмов, а постоянно изменяющиеся формы пространства решения поставленной задачи. Их компьютерная графика поражает своим разнообразием и быстротой изменений . Психологическая проблема в подготовке футболистов - научить целенаправленно и коллективно создавать такие пространства в ходе игры.
Тренировка и развитие специальных направлений восприятия , к сожалению, не носит ситемный характер. Но при желании и понимании их сущности , на основании личного опыта можно составить именно психологическую систему подготовки юных футболистов, отойдя наконец от бесконечного усложнения техники тренировок.
3. Развитие внимания.
Внимание имеет конкретный материальный «носитель» - ретикулу. Это сеточка, покрывающая наш мозг, которая может изменять размер своих ячеек. Такой фильтр может блокировать восприятие одних раздражителей и беспрепятственно пропускать избранные. Таким образом, мы можем концентрировать сознание на важном для нас объекте или явлении. Только в этом случае информация о них будет носить максимально содержательный характер. Для футболистов внимание – «окна» и «двери» поступления необходимой информации во время игры.
Внимание имеет ряд свойств, которые можно целенаправленно развивать:
объём внимания - количество объектов или явлений, которые могут одновременно находиться в поле концентрации сознания.
переключение внимания - сохранение качества концентрации сознания при переходе от одного предмета или явления к другим.
интенсивность внимания – длительность сохранения качественной концентрации сознания
Для психологической подготовки юных футболистов главная проблема в распознавании необходимого объекта концентрации сознания. Это не так просто, как кажется, потому, что эмоциональная окраска детско-юношеского восприятия делает его «распахнутым» для всех впечатлений. Свойства внимания не могут развиваться сами по себе. Они проявляются только в комплексных качествах личности связанных с мышлением (обработкой информации)
наблюдательность – сличение (сравнение)
тактические способности: оперативное мышление, скорость принятия решений, способность предвидеть действия противника и партнера, скорость реакции на объект, который передвигается, способность изменить решение в последний момент. (Г.Набиль. НУ физического воспитания и спорта Украины).
4. Развитие памяти и воображения.
Память, как процесс сохранения, воспроизведения и забывания информации - основа личности человека. Забывание – это не её недостаток, а прекрасное свойство избирательности нашей психики. Память создаёт наше уникальное личное богатство – опыт. Для психологической подготовки футболистов развитие всех видов памяти основа не только сыгранности (узнавания) команды, но и запоминание особенностей игровых действий противника. К сожалению, большинство тренеров видят свою задачу в отработке стандартных игровых ситуаций, которые легко разрушает даже неопытная аматорская команда противника. Независимо от результата игры она демонстрирует одно из важнейших качеств знаний сохраняемых памятью – их подвижность, возможность формировать новые знания. Такое качество называется интеллект. Футболисты интеллектуалы одно из редчайших явлений в футболе, которое воплотилось в таких именах как Пеле, Марадона. Интеллект невозможно сформировать без воображения – удивительной способности нашей психики придумывать то, о чём знаний нет.
5. Развитие мышления.
Мышление, как процесс обработки информации, никогда не возникает без обнаружения проблемы. Там где нет проблем - мышления не существует. Мышление футболистов связано с решением проблемы тактики игры, способностью быстро и правильно оценивать игровой момент, принимать эффективное решение. Структура процесса мышления - это последовательность операций, приводящих к новым знаниям, которые мы называем пониманием: Сравнение – анализ – синтез – абстрагирование – обобщение – классификация – систематизация. Гибкость, глубина и критичность мышления зависят от того, какие операции процесса мышления использованы, а какие остались недосягаемы для личности. На примере футболистов можно говорить о далеко не полном использовании возможностей развития мышления. Часто оно заменяется «разбором полётов» в виде монолога тренера.
6. Развитие воли.
Человек рождается с 15 млрд. нервных клеток, которые образуют слой в 1мм покрывающий наш мозг. Это кора головного мозга. Все рецепторы сходятся к ней, соединяясь каждый с четко определёнными участками. В местах соединений есть прослойка клеток, которая тормозит сигнал, поступаемый извне. Человек имеет возможность переадресовать его в другой участок коры и действовать совсем иначе, чем требует поступивший сигнал. Это психофизиологическая основа того, что мы называем волей . Для развития воли юных футболистов важно представлять эту упрощённую схему. Тренировка в переадресации сигнала – это переживается как преодоление усталости, боли, негативных эмоций.
Выводы: 1. Психологическая подготовка юных футболистов начинается с изучения личностей, как уникальных носителей иерархии мотивов, выражающихся через идеалы и убеждения. Без этого останутся только психомоторные процессы, которыми характеризуются… роботы ближайшего будущего. 2. Все свойства психики возможно развивать и совершенствовать, получая огромный потенциал роста общих и специализированных качеств личности. 3. Психологические возможности подготовки юных футболистов нуждаются в системном подходе.
Лекция прочитана на курсах повышения квалификации тренеров спортивных школ города Сумы и области!
Сверхпластичность мозга в возрасте ребёнка от 3 до 6 лет - доказанный факт. Англичане, как люди исторически обеспокоенные проблемой формирования успешной личности, попробовали играть в футбол с детьми именно этого возраста. Результат просто ошеломительный: целеустремлённость, мотивация на успех, интеллектуальный потенциал - на высочайших показателях. С 2013 года их школа раннего футбола открылась в Киеве. Так получается футбол не просто игра, а воспитательная система высочайшего уровня психологического содержания. Интересно ? Продолжить? Можно ознакомиться footybool.com.ua/ story.php