[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Seryoga  
Форум Центра "Сигнал" » Футболисты-аматоры ЮФАС » Футбол как наука » Психологическая подготовка юных футболистов (как психология помогает готовить успешных футболистов)
Психологическая подготовка юных футболистов
Сообщение
Тема лекции :«Психологическая подготовка юных футболистов и футболистов аматоров» (тезисы, текст неполный).
Анохин Е.В. – ст. преподаватель кафедры психологии СумДПУ им. А. С. Макаренко. 8.12.2010 г.

План:
1. Воспитание личности.
2. Развитие восприятия.
3. Развитие внимания.
4. Развитие памяти и воображения.
5. Развитие мышления.
6. Развитие воли.

1. Воспитание личности.

Главное в структуре личности – мотивы, последовательность которых задает направленность личности.
Мотивы можно выяснить по идеалам и убеждениям. По определению Л.С.Выготского и А.А.Ухтомского - это «конечная станция» куда приходят все наши воздействия на личность.
Как занятия футболом влияют на идеалы и убеждения детей и подростков? В чём особенности мотивов у футболистов аматоров?

2. Развитие восприятия.
Восприятие возможно формировать, развивать в различных направлениях:
Специальные:

  • «чувство мяча» - включение в последовательность сенсомоторных действий системы «я-мяч» максимально возможных комбинаций как единого целого . Исследования В.П. Озерова (Кишинев) и А. Брагинского показывают, что «чувство мяча» вначале развивается как виртуальная, воображаемая конструкция в мышлении футболиста, которая успешно реализуется только с освоением игровой техники.
  • «чувство времени» - меньше всего связано с «биологическими часами» человека. Это чувство входит в систему стимуляции действий футболиста только в единстве с умением определить дистанцию (дальномером), что психологически определяет скорость передвижения игрока. Оказаться в нужный момент в нужном месте – реальное проявление чувства времени у футболиста.
  • «чувство пространства» - самое сложное психологическое качество нашей психики. Это не нагромождение объёмов, а постоянно изменяющиеся формы пространства решения поставленной задачи. Их компьютерная графика поражает своим разнообразием и быстротой изменений . Психологическая проблема в подготовке футболистов - научить целенаправленно и коллективно создавать такие пространства в ходе игры.

Тренировка и развитие специальных направлений восприятия , к сожалению, не носит ситемный характер. Но при желании и понимании их сущности , на основании личного опыта можно составить именно психологическую систему подготовки юных футболистов, отойдя наконец от бесконечного усложнения техники тренировок.

3. Развитие внимания.

Внимание имеет конкретный материальный «носитель» - ретикулу. Это сеточка, покрывающая наш мозг, которая может изменять размер своих ячеек. Такой фильтр может блокировать восприятие одних раздражителей и беспрепятственно пропускать избранные. Таким образом, мы можем концентрировать сознание на важном для нас объекте или явлении. Только в этом случае информация о них будет носить максимально содержательный характер.
Для футболистов внимание – «окна» и «двери» поступления необходимой информации во время игры.

Внимание имеет ряд свойств, которые можно целенаправленно развивать:

  • объём внимания - количество объектов или явлений, которые могут одновременно находиться в поле концентрации сознания.
  • переключение внимания - сохранение качества концентрации сознания при переходе от одного предмета или явления к другим.
  • интенсивность внимания – длительность сохранения качественной концентрации сознания
  • Для психологической подготовки юных футболистов главная проблема в распознавании необходимого объекта концентрации сознания. Это не так просто, как кажется, потому, что эмоциональная окраска детско-юношеского восприятия делает его «распахнутым» для всех впечатлений. Свойства внимания не могут развиваться сами по себе. Они проявляются только в комплексных качествах личности связанных с мышлением (обработкой информации)
  • наблюдательность – сличение (сравнение)
  • тактические способности: оперативное мышление, скорость принятия решений, способность предвидеть действия противника и партнера, скорость реакции на объект, который передвигается, способность изменить решение в последний момент. (Г.Набиль. НУ физического воспитания и спорта Украины).

4. Развитие памяти и воображения.

Память, как процесс сохранения, воспроизведения и забывания информации - основа личности человека. Забывание – это не её недостаток, а прекрасное свойство избирательности нашей психики. Память создаёт наше уникальное личное богатство – опыт.
Для психологической подготовки футболистов развитие всех видов памяти основа не только сыгранности (узнавания) команды, но и запоминание особенностей игровых действий противника. К сожалению, большинство тренеров видят свою задачу в отработке стандартных игровых ситуаций, которые легко разрушает даже неопытная аматорская команда противника. Независимо от результата игры она демонстрирует одно из важнейших качеств знаний сохраняемых памятью – их подвижность, возможность формировать новые знания. Такое качество называется интеллект. Футболисты интеллектуалы одно из редчайших явлений в футболе, которое воплотилось в таких именах как Пеле, Марадона.
Интеллект невозможно сформировать без воображения – удивительной способности нашей психики придумывать то, о чём знаний нет.

5. Развитие мышления.

Мышление, как процесс обработки информации, никогда не возникает без обнаружения проблемы. Там где нет проблем - мышления не существует.
Мышление футболистов связано с решением проблемы тактики игры, способностью быстро и правильно оценивать игровой момент, принимать эффективное решение.
Структура процесса мышления - это последовательность операций, приводящих к новым знаниям, которые мы называем пониманием:
Сравнение – анализ – синтез – абстрагирование – обобщение – классификация – систематизация.
Гибкость, глубина и критичность мышления зависят от того, какие операции процесса мышления использованы, а какие остались недосягаемы для личности. На примере футболистов можно говорить о далеко не полном использовании возможностей развития мышления. Часто оно заменяется «разбором полётов» в виде монолога тренера.

6. Развитие воли.

Человек рождается с 15 млрд. нервных клеток, которые образуют слой в 1мм покрывающий наш мозг. Это кора головного мозга. Все рецепторы сходятся к ней, соединяясь каждый с четко определёнными участками. В местах соединений есть прослойка клеток, которая тормозит сигнал, поступаемый извне. Человек имеет возможность переадресовать его в другой участок коры и действовать совсем иначе, чем требует поступивший сигнал. Это психофизиологическая основа того, что мы называем волей .
Для развития воли юных футболистов важно представлять эту упрощённую схему. Тренировка в переадресации сигнала – это переживается как преодоление усталости, боли, негативных эмоций.

Выводы:
1. Психологическая подготовка юных футболистов начинается с изучения личностей, как уникальных носителей иерархии мотивов, выражающихся через идеалы и убеждения. Без этого останутся только психомоторные процессы, которыми характеризуются… роботы ближайшего будущего.
2. Все свойства психики возможно развивать и совершенствовать, получая огромный потенциал роста общих и специализированных качеств личности.
3. Психологические возможности подготовки юных футболистов нуждаются в системном подходе.


Лекция прочитана на курсах повышения квалификации тренеров спортивных школ города Сумы и области!


Автор - astrofizic
Дата добавления - 14.01.2011 в 12:29
astrofizicДата: Пятница, 14.01.2011, 12:29 | Сообщение # 1
:-(
Сообщений: 88
Награды: 5
Тема лекции :«Психологическая подготовка юных футболистов и футболистов аматоров» (тезисы, текст неполный).
Анохин Е.В. – ст. преподаватель кафедры психологии СумДПУ им. А. С. Макаренко. 8.12.2010 г.

План:
1. Воспитание личности.
2. Развитие восприятия.
3. Развитие внимания.
4. Развитие памяти и воображения.
5. Развитие мышления.
6. Развитие воли.

1. Воспитание личности.

Главное в структуре личности – мотивы, последовательность которых задает направленность личности.
Мотивы можно выяснить по идеалам и убеждениям. По определению Л.С.Выготского и А.А.Ухтомского - это «конечная станция» куда приходят все наши воздействия на личность.
Как занятия футболом влияют на идеалы и убеждения детей и подростков? В чём особенности мотивов у футболистов аматоров?

2. Развитие восприятия.
Восприятие возможно формировать, развивать в различных направлениях:
Специальные:

  • «чувство мяча» - включение в последовательность сенсомоторных действий системы «я-мяч» максимально возможных комбинаций как единого целого . Исследования В.П. Озерова (Кишинев) и А. Брагинского показывают, что «чувство мяча» вначале развивается как виртуальная, воображаемая конструкция в мышлении футболиста, которая успешно реализуется только с освоением игровой техники.
  • «чувство времени» - меньше всего связано с «биологическими часами» человека. Это чувство входит в систему стимуляции действий футболиста только в единстве с умением определить дистанцию (дальномером), что психологически определяет скорость передвижения игрока. Оказаться в нужный момент в нужном месте – реальное проявление чувства времени у футболиста.
  • «чувство пространства» - самое сложное психологическое качество нашей психики. Это не нагромождение объёмов, а постоянно изменяющиеся формы пространства решения поставленной задачи. Их компьютерная графика поражает своим разнообразием и быстротой изменений . Психологическая проблема в подготовке футболистов - научить целенаправленно и коллективно создавать такие пространства в ходе игры.

Тренировка и развитие специальных направлений восприятия , к сожалению, не носит ситемный характер. Но при желании и понимании их сущности , на основании личного опыта можно составить именно психологическую систему подготовки юных футболистов, отойдя наконец от бесконечного усложнения техники тренировок.

3. Развитие внимания.

Внимание имеет конкретный материальный «носитель» - ретикулу. Это сеточка, покрывающая наш мозг, которая может изменять размер своих ячеек. Такой фильтр может блокировать восприятие одних раздражителей и беспрепятственно пропускать избранные. Таким образом, мы можем концентрировать сознание на важном для нас объекте или явлении. Только в этом случае информация о них будет носить максимально содержательный характер.
Для футболистов внимание – «окна» и «двери» поступления необходимой информации во время игры.

Внимание имеет ряд свойств, которые можно целенаправленно развивать:

  • объём внимания - количество объектов или явлений, которые могут одновременно находиться в поле концентрации сознания.
  • переключение внимания - сохранение качества концентрации сознания при переходе от одного предмета или явления к другим.
  • интенсивность внимания – длительность сохранения качественной концентрации сознания
  • Для психологической подготовки юных футболистов главная проблема в распознавании необходимого объекта концентрации сознания. Это не так просто, как кажется, потому, что эмоциональная окраска детско-юношеского восприятия делает его «распахнутым» для всех впечатлений. Свойства внимания не могут развиваться сами по себе. Они проявляются только в комплексных качествах личности связанных с мышлением (обработкой информации)
  • наблюдательность – сличение (сравнение)
  • тактические способности: оперативное мышление, скорость принятия решений, способность предвидеть действия противника и партнера, скорость реакции на объект, который передвигается, способность изменить решение в последний момент. (Г.Набиль. НУ физического воспитания и спорта Украины).

4. Развитие памяти и воображения.

Память, как процесс сохранения, воспроизведения и забывания информации - основа личности человека. Забывание – это не её недостаток, а прекрасное свойство избирательности нашей психики. Память создаёт наше уникальное личное богатство – опыт.
Для психологической подготовки футболистов развитие всех видов памяти основа не только сыгранности (узнавания) команды, но и запоминание особенностей игровых действий противника. К сожалению, большинство тренеров видят свою задачу в отработке стандартных игровых ситуаций, которые легко разрушает даже неопытная аматорская команда противника. Независимо от результата игры она демонстрирует одно из важнейших качеств знаний сохраняемых памятью – их подвижность, возможность формировать новые знания. Такое качество называется интеллект. Футболисты интеллектуалы одно из редчайших явлений в футболе, которое воплотилось в таких именах как Пеле, Марадона.
Интеллект невозможно сформировать без воображения – удивительной способности нашей психики придумывать то, о чём знаний нет.

5. Развитие мышления.

Мышление, как процесс обработки информации, никогда не возникает без обнаружения проблемы. Там где нет проблем - мышления не существует.
Мышление футболистов связано с решением проблемы тактики игры, способностью быстро и правильно оценивать игровой момент, принимать эффективное решение.
Структура процесса мышления - это последовательность операций, приводящих к новым знаниям, которые мы называем пониманием:
Сравнение – анализ – синтез – абстрагирование – обобщение – классификация – систематизация.
Гибкость, глубина и критичность мышления зависят от того, какие операции процесса мышления использованы, а какие остались недосягаемы для личности. На примере футболистов можно говорить о далеко не полном использовании возможностей развития мышления. Часто оно заменяется «разбором полётов» в виде монолога тренера.

6. Развитие воли.

Человек рождается с 15 млрд. нервных клеток, которые образуют слой в 1мм покрывающий наш мозг. Это кора головного мозга. Все рецепторы сходятся к ней, соединяясь каждый с четко определёнными участками. В местах соединений есть прослойка клеток, которая тормозит сигнал, поступаемый извне. Человек имеет возможность переадресовать его в другой участок коры и действовать совсем иначе, чем требует поступивший сигнал. Это психофизиологическая основа того, что мы называем волей .
Для развития воли юных футболистов важно представлять эту упрощённую схему. Тренировка в переадресации сигнала – это переживается как преодоление усталости, боли, негативных эмоций.

Выводы:
1. Психологическая подготовка юных футболистов начинается с изучения личностей, как уникальных носителей иерархии мотивов, выражающихся через идеалы и убеждения. Без этого останутся только психомоторные процессы, которыми характеризуются… роботы ближайшего будущего.
2. Все свойства психики возможно развивать и совершенствовать, получая огромный потенциал роста общих и специализированных качеств личности.
3. Психологические возможности подготовки юных футболистов нуждаются в системном подходе.


Лекция прочитана на курсах повышения квалификации тренеров спортивных школ города Сумы и области!



 
СообщениеСверхпластичность мозга в возрасте ребёнка от 3 до 6 лет - доказанный факт. Англичане, как люди исторически обеспокоенные проблемой формирования успешной личности, попробовали играть в футбол с детьми именно этого возраста. Результат просто ошеломительный: целеустремлённость, мотивация на успех, интеллектуальный потенциал - на высочайших показателях. С 2013 года их школа раннего футбола открылась в Киеве. Так получается футбол не просто игра, а воспитательная система высочайшего уровня психологического содержания. Интересно ? Продолжить? Можно ознакомиться footybool.com.ua/ story.php

Автор - astrofizic
Дата добавления - 17.01.2014 в 22:24
astrofizicДата: Пятница, 17.01.2014, 22:24 | Сообщение # 2
:-(
Сообщений: 88
Награды: 5
Сверхпластичность мозга в возрасте ребёнка от 3 до 6 лет - доказанный факт. Англичане, как люди исторически обеспокоенные проблемой формирования успешной личности, попробовали играть в футбол с детьми именно этого возраста. Результат просто ошеломительный: целеустремлённость, мотивация на успех, интеллектуальный потенциал - на высочайших показателях. С 2013 года их школа раннего футбола открылась в Киеве. Так получается футбол не просто игра, а воспитательная система высочайшего уровня психологического содержания. Интересно ? Продолжить? Можно ознакомиться footybool.com.ua/ story.php

 
Форум Центра "Сигнал" » Футболисты-аматоры ЮФАС » Футбол как наука » Психологическая подготовка юных футболистов (как психология помогает готовить успешных футболистов)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Загрузка...
Нас сегодня посетили

Статистика Форума
Последние обновленные темы Самые популярные темы Лучшие пользователи Новые пользователи
 Кругосветные путешествия из книги Гиннесса (2)
 Объявления, информация скаутов ВМГО НОСУ (0)
 Проекты 2015 года. (0)
 "Чудо - наука" для ясности в голове. (0)
 Скаут учится "работать головой"! (0)
 Подписываюсь на самые мудрые и оригинальные изречения (34)
 Новогодние подарки!!!!! (10)
 7 чудес України (7)
 7 природніх чудес України (6)
 Информация просто класс! (5)
yur4ik
astrofizic
Seryoga
Бобёр
Krestonosets
JoKeR
Scout
Троллейбус_№5
margoko38
pahan
pafik
jan007111
stanyha7
ydatskosumy
olgagerbut39
svmishhenko